Сегодня при строительстве практически любого помещения для проведения концертов или выступлений используются те или иные перемещаемые акустические поверхности. Они позволяют менять акустику помещения, делая зал акустически более комфортным для конференций или музыкальных концертов с использованием звукоусилителей, а также в большой степени позволяют оптимизировать характеристики зала для воспроизведения конкретной музыкальной программы.
Первоначально переменная акустика использовалась в основном в многофункциональных залах, как правило, это были перемещаемые поглощающие поверхности на боковых стенах: портьеры или элементы на шарнирах. В течение последних 20-30 лет более сложные схемы переменной акустики были использованы также и в специальных симфонических залах - наиболее показательны в этой связи разработанные компанией Artec залы с двойным объемом в Лахти и Люцерне.
В течение последних 20 лет было построено несколько залов с переменным объемом (например, со смещающимся сводом). В настоящее время характерно использование «репетиционных» портьер в концертных залах. Что касается многофункциональных залов, использование перемещаемых акустических поверхностей эволюционировало из «примитивного» контроля над реверберацией в акустическую вариабельность. Данная работа рассматривает использование перемещаемых поверхностей с точки зрения мест их размещения и акустических характеристик этих поверхностей.
Данные основаны частично на результатах измерений, проведенных автором работы в концертных залах Финляндии в 2000-2003 годах, совместно с измерениями, проведенными в залах, действующих в настоящее время. 1. Введение Несмотря на то, что любое помещение для проведения концертов и выступлений (концертные залы, театры, оперные театры) всегда в определенном смысле «многофункционально», по-настоящему многофункциональные залы начали строить в 1930-х годах. Особенно возросло количество многофункциональных залов в 60-е и 70-е годы.
Однако эти залы, как правило, считались «компромиссными залами» или, если выразиться точнее, залами с компромиссными акустическими характеристиками. Очевидным является то, что в этих залах использовались перемещаемые акустические поверхности, например, сценический занавес, но первые многофункциональные залы с подлинной переменной акустикой появились около 1980-х гг. В основном это были сочетания по типу театр/ концертный зал/ конференц-зал и т.д. В частности, компания Artec и Рассел Джонсон [Russell Johnson] начали внедрять идею, что даже для различных акустических представлений необходимы различные акустические характеристики зала. В частности, при разработке помещений с двойным объемом, таких как Центр симфонической музыки Мортона Мейерсона в Далласе, США и концертный зал «Сибелиус-Холл» в Лахти, Финляндия, была внедрена переменная акустика без ущерба для качественного звучания естественной музыки.
В период с 1980 по 2000 годы в Финляндии было построено около 35 залов и примерно в половине из них были использованы собственно перемещаемые акустические поверхности (это не сценический занавес или сменные элементы сцены). Однако исследования этих залов показали, что по большей части эти поверхности не очень эффективны, в частности, на низких частотах. Прекрасно известно, что акустические требования для естстественной музыки без усилителей сильно отличаются от требований для музыки с звукоусилителями.
Основная проблема при воспроизведении музыки с использованием усилителей в традиционных концертных залах, предназначенных для естественной музыки, заключается в недостаточном контроле звучания системы звукоусиления на низких частотах, ввиду более длительного времени реверберации на этих частотах и низкой направленности звуковых систем на этих частотах. Идеальное время реверберации при 125 Гц для зала объемом 10000 м3 (1000 мест) для воспроизведения музыки с усилителями составляет около 1,4 – 1,6 с [1], а рекомендуемое время реверберации для естественной музыки составляет 2.0 – 2.2 с [2]. Иными словами, очевидно, что эффективные многофункциональные залы должны обеспечивать переменную акустику не только на средних и высоких частотах, но и на низких частотах.